yuri7751 (yuri7751) wrote,
yuri7751
yuri7751

Categories:

Про предупредительную торпеду

 Кажется, я начинаю понимать, почему специалисты практически не комментируют гибель корвета  "Чхонан". Почитав, что пишут на просторах интернета всяческие аналитики, спецы просто сползают под стол и долго корчатся там от смеха...
Неделю уже хихикаю над версией, озвученной уважаемым членом-корреспондентом В.Михеевым:

"Я считаю возможным и четвертый вариант.
Учитывая, что корвет находился в зоне, где происходят постоянные обстрелы, это мог быть просто предупредительный пуск торпеды. Которая в какой-то степени случайно попала в корабль."


Версия эта кажется одной из наиболее вероятных и не менее уважаемому А.Ланькову.

Господа корееводы! Не надо быть специалистом над- или подводником, чтобы сообразить, что "предупредительный" пуск  самонаводящейся торпеды - это нонсенс. Т.к. он ничем не отличается (по крайней мере с точки зрения получателя "предупреждения") от выстрела на поражение.
Это не говоря уж о том, что пулять торпедами (какими бы они ни были) в целях предупреждения это и небюджетненько (мягко говоря), и тактически безграмотно. Лодка класса "Лосось", предположительно потопившая корвет, может нести максимум две торпеды. На внешних подвесах. Перезарядиться можно только вернувшись на базу. Таким образом после такого "предупреждения" лодка лишается половины боеспособности, да ещё и с вероятностью обнаружить себя.

Тем не менее, эта четвёртая версия после некоторой редакции вполне имеет право на жизнь и даже кажется вероятной.
Я бы назвал этот пуск не предупредительным, а "рефлекторным". Что я имею в виду? Тут надо вернутся к тому, что представлял собой корвет с точки зрения возможностей обнаружения подводных лодок. Южнокорейские военные чуток про это говорили, но сквозь зубы и явно предпочитая поскорей замять эту неудобную для них тему. И я их понимаю. Дело в том, что "Чхонан" - это ни разу не противолодочный корабль.  Это сторожевой корабль, у которого, по сравнению с другими версиями той же серии сторожевиков, несколько усилили противолодочные функции.  Для обнаружения лодок в подводном положении единственное, что имел корвет - это подкилевой  активный сонар голланской фирмы Signaal PHS-32. Может, это и неплохой сонар по своим ТТХ, не знаю, но на внешний рынок голландцы выпустили его ещё в...70-е годы прошлого века.
Но дело даже не в этом. Дело в том, что сонар такого типа (активный, подкилевой) в принципе плохо подходит для дальнего обнаружения подводных лодок. Тем более малых лодок, тем более в  сложных условиях мелководья.
Я не буду тут много распинаться о принципах работы сонаров - каждый может почитать хотя бы Википедию. Вкратце принцип работы аналогичен радару. Активный сонар посылает мощный звуковой импульс и слушает эхо. Понятно, что принятый сонаром отражённый сигнал на несколько порядков слабее посланного. Опять же понятно, что даже если от цели отражается звук такой же мощности, что пришёл (что сильно не так), то пока он дойдёт обратно до сонара, мощность звука ещё будет ослаблена поглощением в воде. Иными словами мощность звука в районе цели всегда существенно выше, чем на входе сонара. Это значит, что цель заметит вражеский корабль задолго до того, как он в принципе будет способен её обнаружить. Представьте себе охотника, который, войдя в лес, для начала палит в воздух  из дробовика, а потом уже начинает на цыпочках, тихонько искать зверьё :)
Конечно, тот же сонар может работать и в пассивном режиме (шумопеленгования). Но расположение его на корпусе корабля сильно ограничивает его чувствительность собственными шумами - двигателей, винтов и т.д.
Кроме того такое расположение сонара не позволяет решить проблему термоклина. Дело в том, что распространение звука в воде может сильно отличаться от прямолинейного . Если есть слои воды разной плотности (разная тепература, солёность), то на границе раздела звук меняет направление)  - аналогично тому, как свет меняет направление на границе сред с разным показателем преломления. Образуется т.н. акустическая тень. Если командиру лодки известна гидрологическая обстановка в районе (а уж температуру воду он всяко меряет постоянно), он может спрятать лодку в этой тени. Кстати особенно часто это явление термоклина возникает на мелководье, особенно когда верхний слой перемешивается волнами (это к вопросу "а как же они не обнаружили лодку").

Поэтому настоящие противолодочные корабли и корабли с действительно серьёзными противолодочными функциями всегда имеют кроме подкилевых буксируемые, погружаемые акустические станции (можно менять глубину погружения сонара, решая проблему термоклина). А главное - современные противолодочные корабли немыслимы без вертолётов, являющимися сейчас основным средством дальнего поиска лодок (как носители буксируемых акустических станций, включая сонары бокового обзора. Кстати у корейцев таковые есть - Lynx).

Как пример - в 1977г. советский ВМФ переклассифицировал корабли проекта 1135 "Буревестник" (да-да, "Охота за Красным Октябрём") из Больших Противолодочных Кораблей 2 ранга в сторожевые. В том числе потому, что из-за отсутствия вертолётной площадки противолодочные возможности (прежде всего дальнего обнаружения) были признаны недостаточными. А этот корабль был нашпигован противолодочными средствами не в пример лучше "Чхонана". Имел и подкилевую, и  буксируемую ГАС (чуть позже и погружаемую). Строился, как именно противолодочный и был по общему мнению вообще одним из лучших кораблей советской эпохи. 

Значит ли всё выше сказанное, что активный сонар ни на что не годен? Абсолютно нет. Годен и используется всеми.
Вопрос только в том, как и для чего используется. Тут, наконец, самый терпеливый читатель сообразит, к чему была вся эта лекция.
Активный сонар используется на этапе атаки. Корабль, получив целеуказание от других средств поиска, выходит в район, где находится лодка. И начинает атаку. Теперь уже не важно, что активный сонар его демаскирует Важно как можно скорей установить точное положение лодки и атаковать! Это уже охотник, поднявший дичь на крыло. Надо прицелиться и стрелять. Сонар тут - средство прицеливания.


Понятно, да? Что если корвет таки использовал активный сонар  - в порядке ли тренировки, учений, проверки - неважно. Чего бояться в своих водах-то? Лодку они вполне могли и не заметить по вышеприведённым причинам. А вот лодка (тихо  лежащая на дне или "жидком грунте", мирная северокорейская лодочка) не заметить корвет уже не могла. И что должен делать командир? Его естественная, "рефлекторная" реакция, то чему его учили все годы подготовки - атаковать и уходить, иначе кранты.  Ну то есть, как  лётчик при срабатывании средств обнаружения захвата ракетой на автомате, рефлекторно выполняет нужные действия - противоракетный манёвр, отстрел помех и т .д. Так и подводник должен действовать не задумываясь. Ну вот он и того... Попал.

Я так думаю. 
Tags: Военно-морское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments